Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ", который был внесен весной текущего года на рассмотрение правительством, преследует цель придать рынку еще большую прозрачность и позволить ему стать более управляемым. Так как после весеннего топливного кризиса, стало ясно, что большинство сделок, которые происходят на нефтяном рынке, совершаются скрыто и создают предпосылки к спекуляции и монополизму.
Эксперты сырьевого комплекса относятся к сложившейся ситуации неоднозначно. Евгений Аркуша, президент московского Топливного союза отмечает, что модель, предложенная антимонопольной службой идеальна, но не сможет быть реализована. Эксперт отмечает, что если речь идет о формальном разделении, то оно уже существует на рынке – добычу и продажу осуществляют разные юридические организации. Добиться же реального разделения будет невозможно, так как лоббисты сырьевой отрасли не дадут провести закон. Евгений Аркуша отмечает также, что если цены на нефть могут существенно меняться, то цены на топливо не меняются, что говорит о махинациях.
Однако, Павел Строков, являющийся главой информационно - аналитического центра "Кортес", который анализирует топливно-энергетический комплекс России, отмечает, что данное предложение имеет смысл. И разделение цепочки по добыче, опту и розницы поможет рассмотреть отдельные базисы, и проследить за ценообразованием. Он считает, что в ближайшее время отечественный нефтяной рынок может значительно измениться.
А вот сами представители нефтяной отрасли с неодобрением встретили новую инициативу. Геннадий Шмаль, президент союза нефтегазопроизвотилей считает, что ликвидация вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не оправдана. Винки были созданы в 1993 году и успешно работают в сырьевой промышленности, поэтому их ликвидация не принесет ни экономической, ни практической пользы. Геннадий Шмаль считает, что проблему с образованием цен необходимо решать другими способами, а в частности строить дополнительные заводы по переработке нефти, чтобы увеличить объемы готового топлива и снизить дефицит, который создается на топливном рыке, вместе с ценами на бензин.
Представители нефтяных компаний, инициативу о законопроекте не обсуждают, ссылаясь на то, что, прежде чем вынести закон на всеобщее обсуждение, по законопроекту будут проведены предварительные консультации.